[греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη πέμπτη; церковнослав. лат. In Cena Domini, De Natale Calicis], четверг Страстной седмицы, посвященный воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время к-рой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги учеников, Гефсиманского моления и предательства Иуды (Мф 26. 17-56; Мк 14. 12-50; Лк 22. 1-53; Ин 13; 18. 1-11). Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения В. ч.
В. ч., непосредственно примыкая к главным дням церковного года - Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это в первую очередь связано с особым статусом литургии В. ч., к-рая вдвойне посвящена Тайной вечере: и вообще, как всякая литургия, и как день ежегодного воспоминания той. Особый статус литургии в В. ч. проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50-е прав. Карфаг. даже разрешает в В. ч. по причине совершения литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29-м прав. Трул.), поскольку является воспоминанием
вечери 2); за литургией в этот день (и, если не возникает экстраординарных обстоятельств, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а В. ч. понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после литургии в В. ч. совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) визант. особенность В. ч.- совершение в этот день чина омовения престола (ныне почти вышел из практики), напоминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в В. ч. могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в арм. обряде) служба 3-го часа в В. ч. имеет характер покаянной, в традиции Милана в В. ч. совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизант.) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом литургии в В. ч. за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что всего из 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в В. ч. (гл. 67)); 7) в визант. практике за литургией в В. ч. принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после литургии в В. ч., также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50-м прав. Лаодик.) устраивать в В. ч. обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет неск. более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.Подробные сведения о богослужебных особенностях В. ч. в IV-VII вв. сохранились только для древней (до XI в.) иерусалимской традиции. Эта традиция оказала значительное влияние на формирование порядка богослужений в Страстную седмицу как на Востоке, так и на Западе (благодаря многочисленным паломникам, посещавшим Иерусалим, в первую очередь для участия в страстных службах); тем не менее необходимо учитывать, что она была лишь одной из мн. местных традиций.
«Паломничество» Эгерии
Согласно этому памятнику, описания к-рого исследователи датируют обычно кон. IV в., утреня (или 1-й час) и 3-й и 6-й часы совершались в В. ч. так же, как и в Великие понедельник, вторник, среду, в свое обычное время. Служба же 9-го часа (видимо, в памятнике этим словом названа вечерня) совершалась в Мартириуме (главном храме) и начиналась часом раньше (т. е. ок. 14.00 по совр. счету времени) из-за следующей за ней Божественной литургии. Отпуст литургии был ок. 16.00 (по совр. счету времени), после отпуста епископ и молящиеся шли в небольшую часовню позади Креста, где произносились один гимн и одна молитва и 2-й раз совершалась литургия (Эгерия подчеркивает, что В. ч. был единственным днем года, когда Евхаристия совершалась в часовне позади Креста), за к-рой, по словам Эгерии, «все причащались». После Причащения все шли в главный храм, там произносились заключительные молитвы и благословения и служба завершалась. После службы каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь под Великую пятницу (SC. 21. P. 226-229).
отражают более позднюю практику. В арм. переводе, соответствующем богослужебной практике Иерусалима V в., для вечернего собрания в Мартириуме (т. е. того, к-рое, согласно Эгерии, начиналось ок. 14.00; арм. рукописи Лекционария указывают начинать службу уже ок. 13.00) приведены следующие чтения: Быт 22. 1-18, Ис 61. 1-6, Деян 1. 15-26, после них пели Пс 54, произносили гомилию и был отпуст оглашенных. После ухода оглашенных пелся Пс 22, читались Апостол (1 Кор 11. 23-32) и Евангелие (Мф 26. 17-30 (или 20)) и совершалась Евхаристия как в главном храме, так и в часовне позади Креста. После литургии все шли в храм на Сионе, где снова пелся Пс 22 и читался тот же Апостол, но др. Евангелие (Мк 14. 1-26). По завершении службы на Сионе начиналось бдение Великой пятницы (Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 264-269).
В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).
В древнем Иадгари (груз. переводе гимнографического приложения к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-IX вв.) для В. ч. выписаны следующие песнопения: трипеснец (3-го плагального гласа, нач.: «Услышал голос Твой и убоялся, ибо долготерпишь»), хвалитные стихиры (7-го гласа), стихиры на «Господи, воззвах» (2 цикла - 7-го и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласов), тропарь на литургии (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач.: «Долготерпение Господа на блудном сыне»), прокимен, тропари на умовение рук и на перенесение св. Даров и причастны на литургии (все те же, что и в груз. переводе Лекционария, но тексты в отличие от последнего выписаны полностью). За литургией следует чин умовения ног (Метревели. Иадгари. С. 185-190).
После XI в. самобытная иерусалимская традиция прекратила свое развитие - богослужение Иерусалимской Церкви, как и остальных Православных Поместных Церквей, полностью переориентировалось на к-польскую традицию и восходящие к ней монастырские Типиконы.
Святогробский Типикон1122 г.- единственный греч. памятник после X в., сохраняющий элементы древней иерусалимской практики, хотя уже и смешанной с к-польской. Особенно ярко смешение 2 традиций проявляется в использовании за службами библейских чтений, соответствующих как древней иерусалимской, так и послеиконоборческой к-польской лекционарным системам (нек-рые чтения не относятся ни к той ни к др.).
Согласно этому Типикону, на утрене В. ч. поется «Аллилуия» на 4-й плагальный (8-й) глас с тропарем « »; затем стихословятся непорочны (т. е. Пс 118) и поются 2 особых тропаря по непорочных (нач.: «Ангельский собор удивился, зря Тебя в Сионской горнице со-вечеряющего») с троичном и богородичном; следуют 4 седальна, чтение, Пс 50 с 2 покаянными тропарями (нач.: «Призри, Владыка, помилуй меня») и богородичном; канон - тот же, что и в Студийском и Иерусалимском уставах; в каноне выписано 2 кондака (по 3-й и по 6-й песни); после 9-й песни канона следует особый эксапостиларий (нач.: «О дивное чудо, дланью все содержащий») с богородичном; после хвалитных стихир (2 подобна и 4 самогласна, славник и стихира на «И ныне:») стихословится утреннее славословие (от «Слава в вышних Богу» до «Сподоби, Господи») и бывают чтения (прокимен из Пс 40, Быт 22. 1b - 19a, Деян 1. 15-20, 2-й прокимен из Пс 54, Лк 22. 1-39); затем - «Сподоби, Господи» и шествие на Голгофу с пением стихиры и богородична; утреня заканчивается чтением «Благо есть» и Трисвятого.
На 1-м часе после тропаря (нач.: «Заушенный за род человеческий») бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь « »; кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам.
Вечерня в В. ч. поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на «Господи, воззвах» (4 стихиры и славник) - «Свете тихий» и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем «Сподоби, Господи» и стиховные стихиры (3 и славник), «Ныне отпущаеши»; после Трисвятого - тропарь « ». По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается литургия, во время к-рой бывает чин освящения мира.
Литургия начинается со входа, после к-рого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b - 13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. статьи Мироварение, Миро). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав литургии, причем в начале литургии тогда поется «Единородный Сыне», читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: «Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. К-поля] указывает от Матфея»)), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа « », приведены на выбор 3 причастна.
Описание служб в В. ч. в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: «Δέσποτα Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τῶν χερουβὶμ ἔποχος» - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, к-рый совершается после литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. T. 2. Σ. 83-116).
отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σήμερον ὁ βασιλεὺς τῆς ζωῆς» - ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνοῦμεν τὴν λόγχην» ( ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «῾Ο ῥαπισθεὶς ὑπὲρ γένους ἀνθρώπων καὶ μὴ ὀργισθείς» ( ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола.
Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μέσος) гласа «Τοῦ δείπνου σου» ( ) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).
В различных редакциях Студийского устава, к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и
Иерусалимском уставе, сделавшемся после XII-XIV вв. общепринятым в правосл. Церкви. При этом памятники студийской традиции различаются между собой значительно существеннее, чем редакции Иерусалимского устава, так что изложение службы В. ч. в совр. печатных изданиях мало отличается от описанного в древних рукописях порядка. Об освящении мира, к-рое является прерогативой Патриархов, монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, умалчивают (поэтому, напр., в совр. практике РПЦ чин освящения мира не содержится в общераспространенных книгах, а служится по особой книжечке). Согласно этим уставам, в В. ч. бывает одна трапеза, за к-рой разрешаются елей и вино.Студийские памятники разделяются на 2 группы в зависимости от положения этого чина в кругу служб в В. ч.: Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы следуют к-польской практике: чин умовения совершается до литургии (как в Типиконе Великой ц., хотя в нем чин происходит между вечерней и литургией, а в студийских памятниках - до вечерни и литургии); прочие, нек-польские, Типиконы - иерусалимской: чин умовения бывает после литургии (то же - и в Иерусалимском уставе) (см.: Пентковский. Типикон. 131-132).
Сразу после чина начинается вечерня с литургией свт. Василия Великого; стихословия кафизмы нет, на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры (каждая по дважды) со славником и стихирой на «И ныне»; после входа - прокимен и паремии, затем, с ектении и пения Трисвятого, начинается литургия. Чтения на литургии те же, что и по Типикону Великой ц. Вместо херувимской, причастна и тропаря на «малый прѣносъ» (т. е. тропаря « ») указан тропарь « » 8-го гласа. После литургии бывает «обѣдъ» и читается Трисвятое; повечерие в церкви не служится (Там же. С. 250-253).
В Евергетитском Типиконе, отражающем малоазийскую и отчасти к-польскую практику XI в. (Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ. 2003. Сб. 38. С. 320-355), служба в В. ч. имеет нек-рые особенности сравнительно с описанием в Студийско-Алексиевском Типиконе: упомянуто пение трипеснца прп. Андрея Критского на повечерии накануне В. ч.; отличается корпус стихир и седальнов; на утрене стихословится только одна кафизма (8-я); на каноне есть библейские песни; на часах кафизм нет, но читается Евангелие от Иоанна, разделенное на 4 части (на каждом из часов), до «Завета», т. е. до начала Прощальной беседы (Ин 13. 31; это заключительная часть чтения Четвероевангелия, совершаемого на часах в первые 4 дня Страстной седмицы); чин умовения ног назначен после 6-го часа (Типикон допускает и отмену чина); отмечено троекратно пение « », а также указано, что при «возвращении Даров» («малый прѣносъ» Студийско-Алексиевского устава) « » поется сразу после « ». После трапезы в В. ч. предписан отдых, а во 2-м часу ночи (считая от захода солнца) указано петь повечерие, начинающееся с утреннего тропаря; на повечерии поется трипеснец прп. Андрея Критского и по отпусте сразу начинается утреня Великой пятницы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 546-550).
В Георгия Мтацминдели Типиконе, отражающем афонскую практику сер. XI в., в В. ч. на утрене нет ни кафизм, ни Пс 50; после каждой песни канона указана молитва и ектения; по 9-й песни поется особый светилен (нач.: «О страшное»). Часы - без кафизм, но с чтением Евангелия, как в Евергетидском Типиконе). Паремии по входе вечерни начинаются без прокимна. Чин умовения ног совершается после Причащения и перенесения Даров для потребления в протесис, затем следуют заамвонная молитва и раздача антидора. После вкушения пищи в дверях трапезной служится краткое повечерие (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 283-284).
По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему южноитал. греч. практику, на повечерии накануне В. ч. поется трипеснец прп. Андрея Критского и «отдаются» поклоны посреди церкви. Кафизм и Пс 50 между тропарем « » и каноном утрени, как и в Типиконе прп. Георгия, нет (но Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона). По 9-й песни канона поется особый эксапостиларий 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: «Ныне предается Христос Иудой». Есть стихиры на хвалитех и великое славословие, после к-рого следуют тропарь, ектения и отпуст. На часах читается Евангелие от Иоанна. Чин умовения ног совершается на вечерне, после пения стихир на «Господи, воззвах». Трисвятое на литургии не поется, но сразу после паремий произносится прокимен Апостола, а ектения Трисвятого возглашается после вечернего входа и перед прокимном паремий. Отмечено троекратное пение « » на великом входе литургии; после литургии и вкушения пищи в трапезной служится краткое повечерие (Arranz. Typicon. P. 233-236).
В современном русском типиконе накануне В. ч. предписано петь малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (ирмос по дважды, с катавасией во всех песнях). С В. ч. и до Антипасхи отменяется полунощница в храме. Утреня В. ч. начинается в 7-й час ночи (считая от захода солнца, т. е. ок. 1.00; на практике, как правило, служится с вечера) с обычного начала, двупсалмия и шестопсалмия. После ектении - «Аллилуия» и тропарь « » (трижды), затем чтение толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (в приходской практике опускается) и утреннее Евангелие (Мф 22. 1-39).
Евангелия утрень первых 4 дней Страстной седмицы - наиболее яркое отличие этих служб между Иерусалимским и Студийским уставами. В рукописях Иерусалимского устава старше XVI в. утреннее Евангелие указывалось редко, нет его и в старопечатных рус. уставах, хотя оно встречается во многих рукописных и старопечатных богослужебных Евангелиях. По своему происхождению оно восходит к древней иерусалимской лекционарной системе (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 61; Жуковская. С. 259-263). После Евангелия следуют Пс 50 и канон прп. Космы Маюмского (ирмосы по дважды, тропари - на 6, с катавасией по каждой песни). По 3-й песни - седален и чтение слова свт. Иоанна Златоуста « »; по 6-й - кондак с икосом и Синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула; по 9-й - светилен « » (трижды); есть и хвалитные, и стиховные стихиры. Конец утрени будничный, с тропарем « ». На 1-м часе указаны тропарь пророчества и чтение с прокимнами - те же, что и в Типиконе Великой ц. на тритекти. 3, 6 и 9-й часы и изобразительны без кафизм и Евангелия, «поскору» (в ркп. иногда встречаются особые часы В. ч., со специально подобранными псалмами и проч.- Диаковский. С. 252-255). Вечерня с литургией свт. Василия Великого должна начинаться в 8-м часу дня (т. е. ок. 14.00; на практике обычно бывает утром); после обычного начала, Пс 103 и ектении,- «Господи, воззвах» со стихирами (на 10; стихиры те же, что и на утрене), вход с Евангелием, «Свете тихий» и паремии со своими прокимнами те же, что и в Типиконе Великой ц. После паремий, начиная с ектении и Трисвятого, совершается литургия - с теми же особенностями, что и в Евергетидском Типиконе, но « » поется вместо « »; указан и задостойник - ирмос 9-й песни канона. Умовение ног происходит после заамвонной молитвы (на практике совершается лишь в кафедральных соборах и нек-рых мон-рях). Литургия имеет особый отпуст, прославляющий Христа, умывшего ноги ученикам и принявшего смерть за нас (Служебник. Т. 2. С. 477). Повечерие поется малое, с трипеснцем прп. Андрея Критского (Типикон. [Т. 2.] С. 908-912).
В этом случае под В. ч. служится всенощное бдение, состоящее из великого повечерия (вечерня не входит в состав бдения, т. к. совершается ранее и соединяется с литургией Преждеосвященных Даров) с литией и утрени (канон повечерия отменяется). На утрене ради праздника поется «Бог Господь», тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне» - тропарь Триоди « » (оба тропаря употребляются также в конце утрени и на часах). Поскольку кафизмы не стихословятся, полиелей поется сразу после тропарей на «Бог Господь», следуют прокимен и Евангелие праздника (утреннее Евангелие В. ч. отменяется). Канон поется на 16 (каждый канон по 8, оба канона с ирмосами) - это один из немногих подобных случаев в совр. Типиконе. Катавасия Триоди, на 9-й песни поются припевы праздника, а к тропарям канона Триоди - припев «
». Утреня оканчивается по-будничному, на хвалитех стихиры праздника, на стиховне - Триоди. Днем должен совершаться праздничный крестный ход. На литургии свт. Василия Великого - чтения В. ч. и праздника, задостойник В. ч. (в храме Благовещения - задостойник праздника), вместо херувимской и тропаря во время и после Причащения - « », по чину В. ч.; на трапезе пища с елеем и вином.Совсем иной порядок служб указан в Типиконе Виолакиса, определяющем совр. греч. приходскую практику: накануне В. ч. и Благовещения совершаются 2 вечерни - с литургией Преждеосвященных Даров и праздничная (с песнопениями и чтениями только Благовещения); на утрене читается литургийное Евангелие Благовещения, отменяется канон В. ч., поется великое славословие; совершается не соединяемая с вечерней литургия свт. Иоанна Златоуста (однако в Типиконе присутствует ремарка и о совершении литургии свт. Василия), на к-рой поются праздничные антифоны Благовещения, но Апостол и Евангелие - В. ч.; вечером в В. ч. служится вечерня отдания Благовещения (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 232-234).
В армянском обряде на утрене В. ч. читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, к-рый встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (арм. Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (к-рый известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину, а перевод - Григору Вкаясеру (Ɨ 1105)) (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62).
В восточно-сирийском обряде В. ч. называют Четвергом Пасхи в воспоминание последней пасхальной вечери Христа. Литургия Преждеосвященных Даров вечером в Великую среду и ночная служба четверга считаются заключением Великого поста. Вечером в В. ч. в воспоминание Тайной вечери служится вечерня и литургия с анафорой, приписываемой Несторию (чтения литургии: Исх 12. 1-20; Зах 9. 9-12 + 11. 12-13 + 12. 9-14 + 13. 7-9; 1 Кор 5. 7-8 + 10. 15-17 + 11. 23-25; Мф 26. 1-6, 17-25 + Ин 13. 22-28, 3-16 + Мф 26. 26-31) (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 144, 152-155).
Римский обряд. Самые ранние сведения о праздновании В. ч. на лат. Западе относятся к Сев. Африке - Карфагенский Собор 397 г. постановил совершать в этот день Евхаристию (Hieron. Ep. 77). О 2 литургиях в этот день, утром и вечером, сообщает блж. Августин (Aug. Ep. 54. 5 // PL. 33. Col. 202; ср.: Eger. Itiner. 35. 1-2). Однако в самом Риме до VII в. литургию в В. ч. не служили, так же как и вообще по четвергам Великого поста (Chavasse. P. 21-35; Jounel. P. 13-28). Тем не менее в Сакраментариях VII-IX вв. зафиксировано совершение в В. ч. 3 месс, утром, днем и вечером. На дневной мессе освящалось миро, причем месса начиналась сразу с оффертория. С X в. освящение мира было перенесено на утро, а дневная месса больше в источниках не упоминается. Особенностью В. ч. в богослужении Римской Церкви в древности было принятие в этот день кающихся (PL. 20. Col. 559); в древних Сакраментариях сохранились молитвы на этот случай.
В ср. века и в Новое время В. ч. стал восприниматься как 1-й день triduum (лат.-Триденствие), поэтому его богослужение приобрело ряд общих черт с богослужением Великих пятницы и субботы: отменялись чтение вступительных молитв и мартиролога, удваивались антифоны вечерней и утренней служб и проч. Matutinae и Laudes (утренние службы; на практике в Новое время стали совершаться накануне вечером) В. ч., так же как и аналогичные службы Великих пятницы и субботы, в связи с обрядом гашения свечей получили название tenebrae (потемки). Обряд гашения свечей состоял в том, что в конце каждого псалма гасили по одной из 15 свечей на подсвечнике перед алтарем, последнюю свечу оставляли горящей, но прятали в специальной нише за главным алтарем, символически представляя Христа, так что к концу Laudes храм оказывался в полной темноте, что символизировало оставление Христа Его учениками. Согласно рим. изданиям Бревиария XVI-сер. XX в., в В. ч. на matutinae должны читаться отрывки из Книги Плач Иеремии, из толкования блж. Августина на Пс 54, а также 1 Кор 11. 17-22. На мессе в В. ч. после входных песнопений полагалось пение Gloria; чтения - 1 Кор 11. 20-32 и Ин 13. 1-15. На мессе освящали не одну, а 2 гостии в знак того, что на следующий день будет совершаться Причащение Преждеосвященными Дарами. После мессы освященные Дары полагали в «гробницу» - особо устроенное хранилище для Даров. Престол в знак скорби разоблачали. Мог совершаться чин умовения ног (Mandatum).
В 1955 г. порядок богослужений В. ч., так же как и др. дней Страстной седмицы и Пасхи, был пересмотрен. Последовавшая за этим реформа, инициированная II Ватиканским Собором (см. Novus ordo), привела к существенным изменениям как в самой структуре служб, так и в выборе чтений и песнопений. В этот день отменена вечерня и официально установлено совершение 2 месс - утренней, с благословением елея для больных и катехуменов и, если есть епископ, освящением мира (чтения: Ис 61. 1-3, 8-9; Откр 1. 5-8; Лк 4. 16-21), и вечерней, в воспоминание Тайной вечери (чтения: Исх 12. 1-8, 11-14; 1 Кор 11. 23-26; Ин 13. 1-15). Для мессы на освящение мира было специально введено ранее не практиковавшееся в рим. обряде сослужение епископа и священника, а также обряд обновления священнических обетов. В. ч. стал пониматься как «праздник священства» (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 300). В вечернюю мессу был включен чин умовения ног, совершающийся после чтений мессы. Обычай tenebrae отменен.
В испано-мосарабском обряде в В. ч. совершались предкрещальные чины: «передача» символа веры, наложение знамения креста и умовение ног (см. ст. Крещение). Кроме обычной мессы в В. ч., между 3-м и 6-м часами городские приходские священники служили в сельских храмах т. н. missa per titulos (мессу по титульным [храмам]). На вечерней мессе читались: Иер 20. 11-12; 1 Пет 2. 21-25; Ин 16. 32 слл. Богослужебные тексты свидетельствуют, что тема установления Евхаристии не была главной в этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 258-261).
В амвросианском обряде службы Страстной седмицы в ср. века носили характер изобразительного символизма. Согласно источникам XII в., в В. ч. в Милане совершался следующий обряд: архиепископ читал молитву над 3 предполагаемыми потомками прокаженного, к-рого исцелил свт. Амвросий Медиоланский. После этого процессия с пением непорочных отправлялась в др. церковь, где одного из этих троих торжественно облачали в новые одежды, архиепископ умывал и целовал ему ноги, затем подводил к алтарю и совершал в его присутствии мессу, затем отпускал, наделив деньгами. Видимо, основой обряда служил евангельский текст о пребывании Христа в дому Симона прокаженного (Ibid. P. 194-195).
После 3-го часа совершался обряд окончания оглашения, во время к-рого 3 диакона в красном облачении читали отрывки из Книг пророка Даниила и Премудрости Соломона и рассказ из Евангелия от Марка о предательстве Иуды, так чтобы его могли слышать только те, кто стояли в непосредственной близости (в 1954 заменено обычным чтением Мф 26. 14-16).
В этот же день уже cо времен свт. Амвросия (Ambros. Exam. 5. 24. 91-92 // CSEL. 32. P. 203; ср. с Ep. 76. 26 // CSEL. 82. P. 124, а также с древней иерусалимской и рим. практик) совершалось таинство Покаяния. Важную роль имели обряды приготовления мира и, на вечерне, умовения ног архиепископом священникам, диаконам и начальникам хора и чтецов (при этом читалось Ин 13. 1-15). На вечерне и на мессе читалась Книга Ионы. До XII в. в Милане сохранялся обычай в В. ч. служить мессу не только на опресноках, но и на квасном хлебе (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 198). На мессе читались 1 Кор 11. 20-34 и Мф 26. 17-73. После Евангелия в дореформенном чине было принято петь визант. тропарь «Вечери Твоея».
После II Ватиканского Собора богослужение амвросианского обряда было максимально приближено к реформированному рим. чину. Утром совершается месса с освящением мира, целиком заимствованная из рим. обряда. Для вечерней мессы составлены 2 варианта богослужения: с чтениями Дан 13. 1-64 (или Быт 4. 1-10), Прем 2. 12-24, 3. 1-8 и Мф 26. 14-16 или с чтениями 2 Цар 5. 1-14 и Мк 2. 1-12 (последний вариант рассчитан на совершение таинства Покаяния).
Практически все песнопения В. ч. известны со времен господства Студийского устава. К важнейшим относятся: тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «̀λδβλθυοτεΟτε οἱ ἔνδοξοι μαθηταὶ» ( ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: «Τὸν ἄρτον λαβὼν εἰς χεῖρας ὁ προδότης» ( ), канон утрени визант. гимнографа прп. Космы Маюмского (глас 2-й плагальный (т. е. 6-й), с проходящим через ирмосы и тропари акростихом «Τῇ μακρᾷ πέμπτῃ μακρὸν ὕμνον ἐξάδω» ( ); 1-й ирмос: «Τμηθείσῃ τμᾶται, πόντος ἐρυθρός» ( ), нач.: «῾Η πανταιτία καὶ παρεκτικὴ ζωῆς» ( )), 11 самогласных стихир (10 на утрене, 6 из них повторяются на вечерне, где поется и 11-я; по ркп. известно еще ок. 50 самогласных и подобных стихир В. ч.- Карабинов. С. 280-282); 2 трипеснца повечерий (под В. ч. и в В. ч. вечером) прп. Андрея Критского (1-й трипеснец 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, ирмос: « », нач.: « »; 2-й трипеснец 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, ирмос: « », нач.: « ». В рукописях также встречается трипеснец Феодора на В. ч. 2-го гласа, ирмос: «Τὴν ἐκ παρθένου σου γέννησιν» ( ), нач.: «Τὸ τῆς παρούσης μυστήριον παναγίας ἡμέρας» (Тайна настоящего всесвятого дня). В принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и мн. седальны и светильны В. ч., встречающиеся в рукописях (Там же. С. 283-284).
Известны 2 кондака прп. Романа Сладкопевца, исполняемые в В. ч.- «На умовение ног», посвященный Тайной вечере и предательству Иуды (3-й глас, акростих: «Τοῦ ταπ[ε]ινοῦ ῾Ρωμανοῦ ποίημα» (Смиренного Романа творение), 1-й проимий: «Πάτερ ἐπουράνιε» (Отче пренебесный), 2-й проимий: «Δεσπότου χερσὶ» (Руками Владыки), 1-й икос: «Τίς ἀκούσας οὐκ ἐνάρκησεν» (Кто, услышав, не оцепенеет?); см.: SC. 128. P. 55-97), и «На отречение Петра», по содержанию и месту в богослужении относящийся уже к Великой пятнице. Оба кондака не вошли в совр. богослужебные книги. Кроме того, в рукописях встречается анонимный кондак, посвященный установлению таинства Евхаристии и умовению ног (проимий этого кондака - это и есть т. н. кондак совр. Триоди) (Grosdidier de Matons. P. 91-92).
В рукописях греч. Евхология, отражающих не вполне к-польскую греч. практику X-XII вв., сохранились 3 особые заамвонные молитвы на В. ч. (тогда как к-польские рукописи дают для всякой полной литургии одну и ту же молитву): «Δέσποτα πανάγιε, πολυεύσπλαγχνε, ὑμνοῦμεν καὶ μεγαλύνομέν σε τὸν ἀναμάρτητον Θεόν» (Владыка всесвятой, многоблагоутробный, воспеваем и возвеличиваем Тебя, безгрешного Бога - Jacob. 1972), «Σήμερον ἐθεασάμεθα τὸν Κύριον ἡμῶν ἐπὶ τὸ θυσιαστήριον προκείμενον» (Днесь мы узрели Господа нашего, лежащего на жертвеннике - Jacob. 1967) и «Δέσποτα Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τῶν χερουβὶμ ἔποχος» (Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий - Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. T. 2. Σ. 107-108).